Конечно это здорово, когда есть опытные инструктора, могущие дать дельные и полезные советы. Весь напрягшись, он тянет вперед... И бросаеся в путь предстоящий... И он знает, что путь он пройдет! Как Полярный Пес Настоящий!
Получается несколько безсистемно, но видимо нужно начинать издалека. О километрах. Дело в том, что судя по всему Степан, я и народ знакомый с длительными путешествиями понимает обазначение расстояния в километрах несколько по своему, отсюда видимо и возникают проблемы при общениях на форуме. Для более полного и реального понимания всеми, попробуем расставить точки над I. Дело в том что расстояние, вырванное из контекста реальной ситуации вещь абстрактная. Например, когда Степан пишет про 300 км. поход по Чукотке, то он четко представляет себе местность по которым эти километры проходит. Александр или я, хотя там не бывали, но ходили по другим местам в чем то похожим, понимаем о чем идет речь и соответственно понимаем Степана. При этом для многих 300 км. это просто большое расстояние. Попробую объяснить. Допустим летом, на даче вы утром, позавтракав сели на велосипед и вместе со своим маламутом поехали на озеро до которого 25 км. Неспеша, по хорошей лесной дороге, часа за три доезжаете. На озере пару часов купаетесь, отдыхаете, обедаете,взятыми с собой бутербродами и чаем из термоса и едете обратно. Приезжаете на дачу. Там вас ждет дом, теплый и без комаров, ужин и удобная кровать. Думаю подобная прогулка никому не покажется особо сложной. А расстояние пройденное за день-50 км. Теперь другой вариант. Та же местность, то же лето, но вы едете на два дня на 60 км. В первом случае все ваши сборы- чай в термос налить и давление в шинах проверить. Во втором придеться взять с собой: палатку, или как минимум тент от дождя и москитный полог, спальный мешок или одеяло, подстилку( так как ночь без всего этого может привести к воспалению легких), запас еды собаке и себе, котелок в котором эту еду готовить, дополнительную одежду на случай изменения погоды и т.п. Все это придется вести с собой. Следовательно нагрузка возрастет. И проехав к вечеру 40 км., вы устанете сильнее чем в первом случае проехав 50. А еше придется организовывать лагерь, готовить ужин... Даже в самой лучшей палатке, в самом качественном спальнике и на самом современном самонадувающимся коврике отдохнете вы хуже чем дома. А утром лагерь надо собрать и пройти еще 20 км... При этом все это проходит по маршруту который сам по себе трудности не представляет. А если 20км, но в тундре, где то болото, то заросли стланника, который за ноги цепляется посильней колючей проволки и эти 20 не сами по себе, а часть 300... При этом при достаточной подготовке поход на 300км. - это более чем реальное мероприятие. Если тренироваться и готовиться
Я не зря вывел на сайт и карты, и погоду. Конечно куда мы без карты... Даже на 40-к км. она бывает необходима... Читка карты не затруднительна... но мы зараннее прокладывая маршрут по карте можем представить многие вещи... Конечно в первую очередь мы смотрим на площадные ориентиры - леса, водоемы, н.п. и т.д. далее на возвышенности местности, наличия линейных ориентиров как то, линии электро передач, газо и нефтепроводов и конечно рек с наличием переправ в виде плотин, мостов и паромов... В общем все это входит в топографическую подготовку, у военных в тактическую, у летчиков и моряков еще в судо и самолетовождение... Кроме того любой военный и также турист должен обладать знаниями по действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях как напрмер: начальная медицинская подготовка: остановить кравотечение, перевязать рану с накладкой бинта, наложить шину при травмах конечностей, сделать самостоятельно инъекцию... Моряки и летчики еще и проходят специальную подготовку по выживанию зкипажеи и пассажиров в аварийной ситуации... Конечно проходится подготовка и по общему ориентированию на местности, умение пользоваться компасом или светилами: днем солнцем, ночью луной и звездами... определением частей света... выбором и поддержанием правильного направления движения... Когда мы идем с песом в поход конечно мы с этим сталкиваемся... Т.е. за километрами расстояний мы видим некоторую картину предстоящего маршрута и конечно, хочу добавить к топу Сергея, мы увеличиваем расстояние в среднем на 20% больше, чем считаем по карте... по местности... По дороге немного меньше от 5% на увеличение... Т.е. где 1000 км. там все 1200... где 100 - 120 соответственно... Так вот преимуществом наших участников Клуба является то, что мы можем в режиме он-лайна поговорить о каком-либо маршруте... и предварительно грубо его как-бы просчитать... и дать представление как мы пойдем... Весь напрягшись, он тянет вперед... И бросаеся в путь предстоящий... И он знает, что путь он пройдет! Как Полярный Пес Настоящий!
На практике умение ориентироваться на местности является одной из основ безопасности. Умение "читать" карту позволит грамотно спланировать маршрут перед походом и выйти в нужное место при движении. На хороших топографических картах не только нанесены ориентиры но и подписанны их характеристики: вид, средняя высота и количество на кв. метр деревьев, ширина и характер покрытия дорог, материал дна, скорость течения и ширина рек. И многое другое. Информацию по символам и обозначением на картах можно найти в интернете и ее стоит изучить. Топографическая карта и компас - основа ориентирования в походе. Только хороший компас поможет определить направление в любых условиях и даже при отсутствии карты выйти в обитаемые места. Светила могут закрыть облака, приметы ( типа муравейников, крон деревьев, мха) крайне ненадежная вещь, на практике сильно связанная с освещенностью и направлением ветров. Поэтому лучше сразу привыкнуть всегда иметь при себе компас. Сейчас сильно развилась спутниковая навигация. Прибор GPS действительно очень полезная штука. В местности бедной ориентирами или в условиях отсутствия видимости он предельно упрощает поиск пути. Но вне города пользование им требует еще больших знаний. Векторные карты, используемые в нем, как правило схематичны. Хорошие карты для походов под GPS обычно создают сами туристы на основе топокарт и спутниковых снимков. Процес долгий, требующий спецальных знаний и труда. Скажем так- умеющему ориентироваться GPS даст огромное преимущество, не умеющему помочь сможет мало. Спортивное ориентирование хорошо помогает быстро научиться соотносить местность с картой и хотя карты, применяемые в нем сильно отличаются от топографических позволяет довольно быстро научиться не теряться Кстати, способности ориентироваться у собак значительно выше чем у человека Если вы пошли погулять или на разведку, в незнакомой местности и стоит задача вернуться к точки выхода (лагерю или оставленному рюкзаку) можно смело идти за собакой, она вас выведет надежнее любого GPS/
Итак мы изучили карту и наметили маршрут. Как мы это делаем? Прежде всего мы смотрим где есть водоемы. Вода нам крайне необходима, что показали нам наши походы на 100 и более км. Конечно расход воды зависит и от температуры воздуха. Чем выше температура, тем больше расхода воды... Когда мы пересекаем площадный район, особенно полевой, надо всегда знать сколько у нас воды. В целом на переход при температуре 20 -25 гр. С нам надо с одной собой на расстояние около 30 км. около 5 литров воды... причем мы сами как правило пьем меньше... Поэтому без запаса воды мы никогда не уходим.... И маршрут прокладываем так, чтобы и пополнить запас воды и охладить песу.... Весь напрягшись, он тянет вперед... И бросаеся в путь предстоящий... И он знает, что путь он пройдет! Как Полярный Пес Настоящий!
При движении с собакой, особенно летом, это как раз одна из особенностей, которой нет в человеческом туризме. Человеку, даже в условиях сильной влагопотери, на дневной переход достаточно 1-1.5 литра воды. Для собак, особенно крупных, как наши маламуты, этого явно недостаточно. Причем если для человека, в общем случае , много пить при высоких нагрузках вредно, то для собак наоборот.
Правильно, и при этом мы неукоснительно соблюдаем закон охлаждения наших соб... Ездовой пес нагревается и происходит обезвоживание организма... чтобы этого не допустить у нас обязательно должна быть вода... Весь напрягшись, он тянет вперед... И бросаеся в путь предстоящий... И он знает, что путь он пройдет! Как Полярный Пес Настоящий!