Пятница, 26.Апреля.2024, 22:12
Приветствуем Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА АЛЯСКИНСКИХ МАЛАМУТОВ - АЛЯСКА, США http://www.terragalleria.com/parks/np-region.alaska.html
НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ БЕРИНГОВА ПРОЛИВА ВИДЕН БЕРЕГ ЧУКОТКИ
Kobuk Valley National Park, Alaska, USA. http://www.terragalleria.com/parks/np.kobuk-valley.html
 


 
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ КАТАЛОГА
КИНОЛОГИЯ [44]
ЛИТЕРАТУРА, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПУБЛИКАЦИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
ФОРМА ВХОДА
ПОИСК
ДРУЗЬЯ САЙТА
 
 
 
 
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    НАШ ОПРОС
    Оцените наш сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    Всего ответов: 27
    МИНИ-ЧАТ
    Главная » Статьи » КИНОЛОГИЯ » КИНОЛОГИЯ

    Кинология. Учебное пособие для вузов / Г. И. Блохин, М. Ю. Гладких, А. А. Иванов, Б. Р. Овсищер, М. В. Сидорова.
    —— ГЛАВА XIII ——

    ДРЕССИРОВКА СОБАК

    Сущность дрессировки заключается в выработке у собаки условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением. Дрессировка включает в себя воздействие на собаку определенных раздражителей в определенном режиме и последовательности с целью постепенной выработки необходимых навыков. Самым главным раздражителем для собаки является хозяин — дрессировщик. И здесь оказывает воздействие на собаку все — поза, одежда, запах, движение, жесты, громкость и интонация голоса, команды, мимика лица и другие факторы.
    Время начала дрессировки не ограничено. Некоторые навыки мы вольно или невольно вырабатываем у щенка с рождения. И его дрессировка-обучение продолжается постоянно — в течение всей жизни.
    Прежде чем начинать заниматься дрессировкой, четко уясните ряд понятий и в дальнейшем следуйте им неукоснительно. Первое и главное — нужны безграничное терпение и последовательность.
    Команды должны быть краткими, произноситься четко, с одинаковой интонацией. Словесное выражение команды не должно меняться от занятия к занятию. Для собаки знакомое слово или набор слов связаны с последовательностью ряда действий. Поэтому их изменение может привести к неадекватному ответу.
    Команда произносится ровным тоном, повышение голоса само по себе уже наказание. Постоянное покрикивание притупляет восприимчивость собаки, но не делает ее послушней. Собака не понимает смысла слов, но прекрасно различает интонацию и тон сказанного. Команду хорошо сопровождать соответствующим жестом. Это позволит работать с собакой, когда нет возможности управлять ею голосом. После каждого правильно выполненного приема собаку следует похвалить, приласкать. Если хотите получить послушную, уравновешенную собаку, то старайтесь избегать наказания, контрастный метод хорош, но лучше вкусопоощрительный. Достичь результатов этим способом можно не так быстро, зато дрессировка для вашей собаки будет праздником — ведь она получает лакомство и похвалу от хозяина. Однако этот метод не всегда срабатывает с упрямыми собаками, а также когда ваша собака ведет себя излишне агрессивно по отношению к вам,
    желая перехватить роль вожака в стае, роль лидера в вашей команде. Что же касается наказания, то уже повышение тона команды говорит о вашем неудовольствии, следующий этап — резкий, громкий окрик, рывок поводком. И усиленное наказание (которое следует исключить из практики вашей работы с собакой, особенно со щенками) — удар • прутом, плеткой, встряхивание за шкирку или удар сложенной газетой. В любом случае при работе с собакой не прибегайте к побоям, как наказанию. Нельзя наказывать собаку рукой, ногой или поводком (хотя этого «соблазна» избежать очень трудно). Она должна чувствовать к вам безграничное доверие. Если вы протягиваете к собаке руку — то только чтобы приласкать ее. Собака не должна бояться замаха рукой.
    Высказывания же некоторых «специалистов», что наказание газетой для крупных собак (ротвейлер, овчарка, стаффорд и другие) неэффективно и бесполезно и наказывать их нужно, чтобы они прочувствовали боль — в корне неверно. Никогда не путайте наказание и избиение. Наказание — это не побои! Наказание дисциплинирует собаку, приучает ее к нормам поведения в обществе человека, заставляет правильно выполнять набор требуемых действий. При дрессировке используют различные методы.
    Вкусопоощрительный. Условный раздражитель-команда подкрепляется дачей лакомства, а также поощрением голосом, похлопыванием и поглаживанием собаки, особенно когда дается команда «Ко мне!». При использовании данного метода условные рефлексы вырабатываются быстро и удерживаются хорошо. Собака работает активно, укрепляется контакт с дрессировщиком. При постоянной дрессировке это наиболее предпочтительный метод работы с собаками и, как ни странно, особенно со взрослыми.
    Механический. При использовании данного метода условный раздражитель (команда) подкрепляется механическим раздражителем (нажим на холку, крестец, подвижку лап, рывок удавкой и др.). Как правило, используют ошейник (лучше удавку) и поводок. При этом сначала дается команда и если она не выполненяется, то «подкрепляется» механическим воздействием. Это довольно жесткий метод, при его использовании можно получить запуганную собаку, т.е. привить боязнь к дрессировщику и к самой дрессировке. Здесь главный девиз — «Делай, или будет плохо!». Этот способ можно рекомендовать только для работы с упрямыми собаками.
    Контрастный. В данном случае условный раздражитель подкрепляется механическим и вкусопоощрительным. При этом используется коррекция двух видов — с одной стороны рывок ошейником-удавкой плюс неудовольствие, выраженное словесной командой, с другой стороны, поощрение голосом, похлопыванием и сглаживанием, дачей лакомства. Таким образом вы даете понять собаке когда она работает неправильно, когда правильно, т.е. как бы подталкиваете ее на нужный путь и награждаете в конце.
    Подражательный. В этом случае ваша собака выполняет приемы, подражая работе других собак. Этот метод может быть использован при преодолении препятствий, задержании, выработке навыков караульной службы, например, у кавказских овчарок.
    Игровой. Здесь необходимые навыки вырабатывают в процессе игры, его можно использовать при приучении щенков к ошейнику, наморднику,апорту и др.
    Конечно, два последних метода можно объединить с первым, т.е. с вкусопоощрительным, так как все основано на поощрении.
    И конечно, нельзя сказать, что использовать нужно какой-то один метод. Нет. Это зависит от индивидуальности собаки и от специфики тех приемов, которые необходимо выработать. Крайне нежелательно использовать механический метод дрессировки. Хотя при групповых занятиях зачастую доминирует применение именно этого метода, благо достичь результатов так проще, тем более работая сразу с несколькими собаками. Дрессировка в группах вообще малоэффективна, потому что почти исключает индивидуальный подход при дрессировке собаки инструктором. Так можно проводить дрессировочные занятия на самых ранних этапах, готовясь к сдаче общего курса дрессировки. Положительным здесь будет обучение собаки общению с другими собаками и работе в группе.
    Если же вы хотите дрессировать собаку для охраны семьи и дома, то необходимы индивидуальные занятия.
    Начальные этапы дрессировки — это приучение к кличке, подзыв щенка, приучение к общению с человеком, к чистоплотности, т.е. тем навыкам, которые необходимы в повседневной жизни. С возрастом переходят к более сложным навыкам. Нельзя начинать сразу со сложных понятий. И приучая щенка к критериям поведения, старайтесь сохранять их неизменными, ведь разрешив ему раз какое-то действие, трудно объяснить потом, почему нельзя этого делать.
    Начальная дрессировка щенков должна начинаться с раннего возраста и проводиться ежедневно, с учетом возраста, породных и индивидуальных особенностей. Это повседневное воспитание щенка в процессе жизни и общения с хозяином и с другими людьми. Это приучение щенка правильно реагировать в целях облегчения его содержания и последующей дрессировки. Одновременно в процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются ненужные, вредные привычки. Этим достигается удобное и выгодное для хозяина, членов его семьи и окружающих правильное поведение щенка. Под начальной (воспитательной) дрессировкой понимается выработка у щенка условных рефлексов и несложных навыков, позволяющих при помощи команд и жестов управлять его поведением. При этом не должны допускаться две крайности: во-первых, нельзя отказываться от дрессировки в раннем возрасте, во-вторых, злоупотреблять подачей команд и требованиями к щенку по их выполнению. В отличие от дрессировки взрослых собак, начальная дрессировка щенков не ставит своей целью приучить их немедленно, четко и безотказно вьТ-полнять команды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и без выдержки.
    Успех воспитания щенка зависит прежде всего от условий, в которых происходит его рост и развитие. Если эти условия благоприятные, то он хорошо растет и развивается, успешно поддается воспитанию и начальной дрессировке. Во многом успех зависит и от того, насколько методически правильно построено воспитание, что, в свою очередь, определяется степенью подготовленности хозяина (дрессировщика) к данной роли, наличия у него соответствующих знаний и опыта. Воспитание щенка играет огромную роль в будущей подготовке взрослой собаки для различных целей. Совсем не правы те собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение воспитания, полагая, что упущенное в щенячьем возрасте можно компенсировать, наверстать, когда он вырастет. Следует учитывать, что в щенячьем возрасте, особенно по достижении 3 — 4-месячного возраста, собаки очень восприимчивы к влиянию и воспитательным воздействиям со стороны хозяина, и упускать это время неразумно.
    После отъема от матери все заботы по содержанию и воспитанию щенка ложатся на хозяина. Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и поведению резко отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт невелик. Во время прогулок и занятий он быстро устает, резко реагирует на сильные внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства). Занятия со щенком должны строиться с учетом его возраста и индивидуальных особенностей, но во всех случаях должны быть осторожными, щадящими. Механические воздействия (нажимы рукой, легкие рывки поводком) можно применять, но редко, когда без них обойтись нельзя, и, кроме того, очень осторожно. Для выработки необходимых навыков следует применять не механические воздействия, а лакомство, игры, подражание сверстникам и взрослым обученным собакам.
    В первые дни пребывания у нового хозяина щенок будет очень скучать по матери, избегать отведенного для него места или практически не покидать его и скулить. Ласково и достаточно твердо начинайте воспитывать щенка. При сильном беспокойстве щенка погладьте его на полу, успокойте и немного поиграйте с ним. Разрешите щенку полежать у ваших ног, но не берите его на руки и тем более не |позволяйте забираться на диван или кровать.
    Во время прогулок щенок имеет возможность знакомиться с раз-Цличными встречаемыми предметами, людьми, животными и транспортными средствами. Здесь важна первая реакция на эти раздражители, поэтому первые прогулки должны проводиться в спокойных местах. Если щенок чего-либо испугался, следует успокоить его поглаживанием, отвлечь игрой и дать лакомство, а при сильном испуге увести щенка, но через некоторое время снова подвести к этому месту, предмету, животному или человеку, чтобы он убедился, что они не представляют для него опасности.
    По отношению к посторонним людям определиться нужно сразу. Если собака готовится к выполнению охранных функций или каких-то других, требующих недоверчивого, настороженного отношения к посторонним людям, в этом случае нельзя допускать, чтобы посторонние люди, в том числе и близкие знакомые, ласкали щенка, играли с ним или кормили. К посторонним людям щенки 3 — 4-месячного возраста и старше должны относиться незаинтересованно (безразлично), спокойно, а в дальнейшем, по мере взросления недоверчиво и настороженно. Щенки не должны проявлять страха или злобы. Поэтому не мешайте им настораживаться и даже кратковременно облаивать входящих в квартиру или во двор посторонних людей. В то же время не позволяйте посторонним людям проявлять к щенкам выраженных угрожающих действий: при неоднократном повторении таких действий у собак вырабатывается повышенная злобность или, хуже того, испуг и трусливость.
    Если выращиваемым щенкам в дальнейшем предстоят дрессировка и служба, не требующие проявления злобности (поисково-спасательная рудорозыскная, санитарная и другие службы), то они ко всем людям должны относиться ласково, доброжелательно и необходимость в запрете посторонним людям ласкать их отпадает.
    Щенки по своим наследственным качествам рождаются разные. Одни легче, а другие труднее поддаются воспитанию и начальной дрессировке. Но все же винить в дурных поступках следует не щенка, а в первую очередь хозяина за его ошибки и неправильные действия при воспитании. Щенки с дурными наклонностями и поступками не рождаются, а вырастают вследствие недостаточного за ними наблюдения и плохого воспитания. Чтобы щенки не царапали и не грызли мебель, что чаще бывает, когда щенок остается один, не забывайте оставлять ему разные игрушки. При попытке совершить нежелательные поступки в вашем присутствии немедленно произнесите запрещающую команду «Фу!» и отвлеките щенка игрой, а если это не помогает, то вслед за командой «Фу!» нанесите • легкий удар газетой. Чтобы щенок не попрошайничал во время приема пищи людьми, его следует до этого накормить, а каждую попытку приблизиться к столу для попрошайничества немедленно пресекайте командой «Место!», добиваясь ее выполнения, даже если просто придется отнести его туда.
    Необходима продуманная ежедневная работа по воспитанию щенка, терпеливая и настойчивая. В результате щенок должен усвоить, за какие действия его поощрят поглаживанием и дачей лакомства, а за какие накажут. Для воспитания и начальной дрессировки щенка необходим следующий инвентарь: шлейка, ошейник, поводок длинный и короткий, апортировочные предметы, сумки для лакомства и инвентаря.
    С возрастом переходят к более сложным курсам дрессировки собак. По характеру и назначению выработанных навыков дрессировку подразделяют на общую и специальную (ОКД и СКД). Навыки послушания вырабатываются у собаки в процессе курса общей дрессировки. Здесь отрабатываются навыки, необходимые в повседневном общении с хозяином, членами семьи и окружающими. Этот курс начинается практически с рождения щенка (та же часть команд и навыков, что и в воспитательной дрессировке, только требования к их выполнению более жесткие) и продолжается в течение всей жизни. По общему курсу дрессировки проверяются навыки: движение собаки рядом с дрессировщиком; показ прикуса у собаки и отношение к наморднику; посадка, укладка, стойка собаки; подход к дрессировщику, возвращение на место; подача предмета; прекращение нежелательных действий; преодоление препятствий — легкоатлетического барьера, глухого забора или окопа (допускается преодоление наклонной стены высотой 1,6 м и шириной 1,5 м), сквозной лестницы и бума; отношение к выстрелу.
    Это основа для последующей дрессировки собак по специальным службам, для выработки специальных навыков в процессе курса специальной дрессировки (СКД). Среди курсов общей дрессировки есть национальные и международные. Это касается и специальных курсов. Наиболее широко используются объединенные курсы дрессировки, включающие элементы и ОКД и СКД, хотя разделение этих элементов представляется более правильным.
    Прохождение курсов дрессировки не только желательно, но и : необходимо, в том числе и СКД. Мнение, что после, например, ЗКС (защитно-караульной службы) собака станет агрессивной, не верно. : Так же как не верно мнение, что специальная дрессировка направлена на развитие злобы.
    В большинстве стран навыки и команды, входящие в общий курс дрессировки (послушания) собак, любых пород различаются незначительно.

    Источник: http://polyris.ucoz.ru/publ/20-0-0-0-1

    Категория: КИНОЛОГИЯ | Добавил: polyris (24.Ноября.2008)
    Просмотров: 696
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на авторов материала (указание автора, его сайта) и ссылки cледующего содержания: " //polyris.ucoz.ru/ Клуб Друзей и Любителей Аляскинских Маламутов, Полярных Арктических собак и Севера"  2024 г. |