Суббота, 20.Апреля.2024, 10:00
Приветствуем Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА АЛЯСКИНСКИХ МАЛАМУТОВ - АЛЯСКА, США http://www.terragalleria.com/parks/np-region.alaska.html
НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ БЕРИНГОВА ПРОЛИВА ВИДЕН БЕРЕГ ЧУКОТКИ
Kobuk Valley National Park, Alaska, USA. http://www.terragalleria.com/parks/np.kobuk-valley.html
 


 
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ КАТАЛОГА
ИСТОРИЯ П. ПОЛЯРНЫЙ [5]
ПРОЗА О П. ПОЛЯРНЫЙ [7]
СТИХОТВОРЕНИЯ О П. ПОЛЯРНЫЙ [14]
ФИЛЬМ О П. ПОЛЯРНЫЙ И П. ЛЕНИНГРАДСКИЙ [1]
ФОРМА ВХОДА
ПОИСК
ДРУЗЬЯ САЙТА
 
 
 
 
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    НАШ ОПРОС
    Оцените наш сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    Всего ответов: 27
    МИНИ-ЧАТ
    Главная » Статьи » СТРАНИЦЫ О ЧУКОТСКОМ П. ПОЛЯРНЫЙ » ПРОЗА О П. ПОЛЯРНЫЙ

    МАЛЕНЬКАЯ ПОВЕСТЬ О МОЕМ ПОЛЯРНОМ И СЕВЕРНОМ ДЕТСТВЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 5)

    ПИОНЕРЛАГЕРЬ «ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ» И ПЕРВЫЙ МОПЕД НА ПОЛЯРНОМ

    Через год в 1977 году я снова оказался на Колыме в пионерлагере «Зеленый Дол»…
    Надо понимать тех, кто выезжает с Чукотки…
    Главное – это выезд на природу, где растут настоящие деревья, а не карликовая березка… Встреча с деревьями всегда волнительна… Ты идешь, подходишь к березке или лиственнице, прикосаешься к их стволу и вдыхаешь другой воздух и другой запах, в данном случае я вдыхал запах своей Родной Колымы… Мы летели на Колыму через всю Магаданскую область… Рейс: Мыс Шмидта – Певек – Кипервеем (Билибино) – Сеймчан- Магадан… Лететь на самолете Ан – 24 почти 9-ть часов с тремя промежуточными посадками. В Магадане пересадка и снова час полета до Омсукчана.
    В пионерлагере своя жизнь. Спортивные соревнования, пионерпоходы, всякие конкурсы…
    Были и чрезвычайные происшествия. Однажды во время очередного обхода была обнаружена пропажа двоих пионеров. Я был командиром отряда и поднял тревогу. Нашли мы их километров в 4-х от пионерлагеря на реке Омсукчанка возле автомобильного моста. Ребята просто сначала опоздали на обед, а потом и решили прогулять тихий час, а заодно и полакомиться ягодами и шишками стланика… В общем им влетело на общей пионерской линейке лагеря… Через 32 года читая в интернете Чукотский форум я нашел одного из них – Алексея Владимировича Селезнева… Потом началась переписка с ним и выяснилось, что он также занимался как и я спортивной гимнастикой, только в младшей группе. Алексей пошел дальше и провел со своим сыном Евгением и супругой - настоящее историческое исследование истории п. Полярный. Евгений в результате своей работы по этой тематике стал дипломантом Юнеско. Отрадно, что наши дети сохраняют и приумножают память своих родителей о Полярном…




    Отдых в пионерлагере быстро пролетает… И вот возвращаясь назад, мы остановились в Магадане… В Магадане живет мой родственник – почетный работник Севера – заслуженный работник сельского хозяйства – Литвинов Андрей Анфиногенович, тот самый который забирал меня с собой первый раз в Магадан. Так вот я увидел в Магадане продающиеся новые мопеды Рига-16! По тем временам – событие не вообразимое. Их только недавно стали выпускать. Модель отличалась наличием на двигателе кикстартера и отсутствием педалей и вообще считалась самой продвинутой и лучшей. Я вызвал на переговоры по телефону маму и объяснил ей, что хочу купить мопед. Мама согласилась. Через некоторое время в квартиру дяди Андрея мною вкатывался мой первый мопед в жизни… Но первый вопрос дяди Андрея был следующим: - Степка! Как ты его повезешь? Я сказал, что договорюсь с летчиками, чтобы мопед провести в заднем грузовом отсеке салона Ан-24… Через некоторое время дядя Андрей подогнал свой служебный УАЗ – 469, мы в него сзади загрузили мопед и поехали на аэродром… Не помню как я и что объяснял, но меня пропустили с мопедом прямо на летное поле, а бортмеханик даже помог загрузить мопед, слегка ошеломленный такой новизной… На самом деле, тогда я вез первый мопед на Чукотку… Наверное поэтому и помогли… Все прекрасно понимали, как нам северным и особенно чукотским детям многого не хватало … и не просто велосипедов и игрушек, но даже и мопедов… Потом был перерыв между полетами на Мысе Шмидта… Я заправил мопед прямо на базе в аэропорту и поехал к своему другу Янрангыну в Рыркапий… Нашел, где он живет, но его не застал… он был в тундре, как мне передала его бабушка… Потом также с помощью удивленных летчиков я грузил мопед в «Аннушку», летя на Полярный… В общем вот таким образом я привез первый мопед на Полярный… Потом вскоре также привез мопед и мой однокашник – Юра Тихомиров и мы вместе ездили по Полярному… Потом родной брат моего однокашника Кости Буракова умудрился привезти первый легкий мотоцикл «Минск»… А потом глядя на нас Полярнинский ГОК заказал несколько мотоциклов с коляской «Урал».



    "Урал" И ВАДИМ ГЕРАСИМОВ

    Один из них оказался на участке моего отца. Однажды мы поехали с Костей Бураковым погонять по полигонам. Ну естественно мы и менялись… Ну, в общем я разогнался на «Минске», не учел инертность и улетел через руль в кувет… Первое, но благополучное падение. Хорошо, что мотоцикл попал в тундровые, рядом с дорогой кочки и не был поврежден…Потом, научившись ездить на «Минске» я стал пробовать ездить на «Урале» у отца на участке. И вот как-то я взял с собой на участок своего однокашника и друга Вадима Герасимова. На участок приехали на моем мопеде. Спросил отца поездить на «Урале». Отец разрешил. Сели с Вадькой на «Урал». Он сзади. Надо знать, что люлька на «Урале» тяжелая и сильно ведет переднее колесо, поэтому и слава Богу, Вадька сел сзади, а не в люльку… В общем поехали… впереди по полигонной дороге не далеко от участка был небольшой мост … слева залитый водой полигон и справа залитый водой полигон и навстречу нам попалась машина… хоть скорость была и не большая …но я понял, что затормозить мы до нее не успеем и по инерции врежемся и принял решение свернуть с дороги в крутой в метра 4 – ре обрыв… На лету отталкнулся от мотоцикла ногами и ушел от него в сторону доталкиваясь от руля руками … перед этим закричал Вадьки: - Вадяяяя!!!! Прыга…. - Прыга … получилось когда я оглянулся и увидел Вадьку в воздухе подброшенным от амортизации заднего колеса… и в момент когда заднее колесо оказалось в воздухе и мотоцикл взревел от разгрузившейся нагрузки…. приземляясь на насыпь я доорал … ем… в следующий момент мотоцикл описав дугу плавно коснулся насыпи, въехал в воду и наполовину скрывшись в воде заглох… Оглянулся ища Вадьку… Вадька сидел на краю дороги на «задней точке» ровно на том месте, где его подбросило, ноги расставлены как сидя на сиденье мотоцикла, кулаки сжаты и «держат» как бы петлю крепления заднего сиденья … - Чего ЕМ то? Отвечает ошеломленно и с подковыркой Вадька! И тут мы вместе сильно засмеялись показывая друг на друга пальцами…. Сидели и смеялись, показывая друг на друга пальцами… Мужик, что въезжал на мост все – то видел… Подошел так осторожно к нам: - Пацаны? Э? Вы чего смеетесь? А мы повторяем: – чего Ем то… чего Ем то …. Так как мосток этот был не далеко от участка, то один из бульдозеристов побежал докладывать об увиденном отцу… Вскоре подъехал бульдозер и с его помощью вытащили «Урал» из воды и на дорогу… Попробовали завести… С третьего раза «Урал» завелся! Вот такие мотоциклы делала наша советская промышленность! « Урал» - он и в Африке «Урал»! А я бы сказал еще и в Арктике «Урал»! Но приземляясь, мотоциклу под переднее колесо попал большой камень и от удара образовалась вмятина на ободе колеса… Отец подъехал и как всегда грозя мне кулаком сказал: - Да черт с ним, с этим мотоциклом, главное, что живы и здоровы… А мы с Вадькой так и смеялись еще не один раз над его: - Чего ЕМ то? А «заднию точку» он здорово тогда отбил, даже не успев сгруппироваться… поэтому и сидел ошеломленный… - Я ни чего не понял – рассказывал он потом… - Видел и слышал как ты, сворачивая и летя орешь: - Прыга…. а мотоцикла уже нет … я то в воздухе… и видел твою улетающую от меня в обрыв вместе с мотоциклом «пятую точку»… приземлился почти одновременно с тобой … и когда ты приземлился до меня дошло … ем … Я и спросил: - Чего ЕМ – то? Понимая, что мы с тобой целы и невредимы… А мужика, того водителя мы по сути спасли – нарушение то было его - потому, что он должен был нас пропустить как въезжающих на мост первыми … и имеющих соответственно преимущество…



    В ТУНДРУ НА МОПЕДЕ И РОСОМАХА

    И еще одно приключение мне особенно запомнилось. Летом 1979 года наши ребята собрались в тундру с ночевкой за Гроб-сопкой. Мы договорились, что хлеб и кое - какие продукты я им привезу на мопеде… проехать я должен был по не очень наезженной дороги притока реки Пальгынкууля, который протекал и мимо Школьной и выше рядом с Гроб-сопкой. Перед этим походом прошли сильные дожди и в Пальгынкууле сильно поднялась вода… Пальгынкууль протекал среди полигонов и был загрезнен отработавшими отвалами с полигонов… В общем нашел место на перекате и пошел перевозить мопед, чтобы мопед не заглох двигатель не выключал и увеличив обороты пошел… вода практически доходила до пояса… кое-как перебрался и перегнал мопед, который все равно заглох … во время переправы глушитель мопеда ударившись о подводный камень оторвало… Вышел на другой берег, выкрутил свечу, прогнал воду из цилиндра кикстартером, добавил немного бензина в головку цилиндра, проверил наличие искры на свече и через некоторое время завел мопед… В общем поехал… в реве двигателя и в основном на первой скорости по теченью этого маленького притока… С собой у меня про запас была взята десятилитровая канистра бензина… Видимость был плохой, погода из-за тумана ухудшилась… В общем проехал я наверное часов пять с постоянными остановками из-за перегрева двигателя и по моим расчетам должен был увидеть Гроб – сопку… и уходящую за нее тундровую наезженную тракторами и вездеходами дорогу… Дороги этой я так и не нашел, туман не проходил и устав я решил остановиться на отдых… Увидев старую стоянку с наличием деревянных ящиков, я решил сделать на этом месте остановку…
    Здесь я должен не знающим читателям немного пояснить. В тундре практически нет дерева… Т.е. есть места, где нет вообще кустарников и найти что-либо подходящее для костра в таких местах очень проблематично. Поэтому я и решил остановиться.
    Поставив мопед не далеко, я разломал эти ящики и разжег с помощью бензина, предварительно облив их, костер… Еда у меня была и я подогрев тушенку и сгущенное молоко на костре, хорошо и плотно поел… Тепло от костра меня разморило и я решил немного поспать… Уснул… и проснулся от резкого запаха мускуса и шерстяной вони… Поворачиваюсь на запах и ба… От меня в пяти метрах сидит росомаха и скалится рыча… Росомахи в этот период опасны и были случаи даже нападения их на человека… Я медленно поднялся, обошел еле дымящийся костер и подошел к мопеду… Открыл краник бензина, накачал бензин кнопочкой на карбюраторе в карбюратор и моля Бога, чтоб мопед сразу завелся нажал ногой на кикстартер… Ура!!! Мопед сразу завелся! Я сразу увеличил газ и естественно от такого рева, мопед - то был без глушителя, как она бедная рванула от меня, только пятки мелькали… так и скрылась вообще из поля моего зрения…
    Потом проверил бак мопеда… бензин был на дне и дальше ехать было бессмысленно… Туман немного поднялся и я понял, что я далеко за Гроб – сопкой , т.е. проехал ее и въехал в начало небольшого отрожья в первом пике… С обеих сторон начинались каменистые сопки… заправил мопед и поехал назад… Вода в Пальгынкууле спала и я без проблем перебрался назад, и пройдя немного по течению, даже нашел свой глушитель, который одним концом зацепившись за корягу, торчал из воды…
    Этот случай с росомахой остался в памяти на всю жизнь… Потом часто думал о том, что было бы, если бы я не потерял глушитель и не завел бы мопед сразу… Бросилась бы на меня росомаха или нет… Ведь ее сдерживал только костер…


    ПЛОТЫ И БАЛКИ

    Запомнились наши детские катания на плотах по большим лужам и притоку реки Пыльгункууля проходящего рядом с Полярным…
    На Полярном для утепления теплотрасс использовали пенопласт… Мы брали листы пенопласта, предварительно сбив гвоздями небольшой плот, подбивали его снизу листами пенопласта и спускали плоты на большие лужи и плавали в них… Лужи были глубокие, особенно весной, когда таял снег, с глубиной в отдельных местах до метра… Случалось и так, что нечаянно свалившись с плота мы оказывались по грудку мокрыми… Однажды я сделал плот и в период паводка спустил его в приток Пальгынкууля… В общем метров через пятьсот, чтобы не быть разбитым мне пришлось на одном более - менее спокойном и мелком месте спрыгнуть с плота в воду… плот понесся дальше… А я целый и невридимый, но по пояс мокрый пришел домой… больше на плотах по притоку я не плавал…
    Также став постарше мы с мальчишками строили сами небольшие деревянные балки. Доски находили, где придется… Пилили их сами, ставили перекрытия, прибивали доски и получались небольшие деревянные балки. На Полярном был целый отдельный район, который прозвали «Шанхай». Домики – балки там были выстроены собственными руками Полярнинцев. Большинство Полярнинских мальчишек с детства уже владели молотком и ножевкой, мастерски забивали гвозди и имели начальные самостоятельные плотницкие навыки, которые позже очень пригодились в жизни.

     



    Источник: http://polyris.ucoz.ru/publ/15-0-0-0-1
    Категория: ПРОЗА О П. ПОЛЯРНЫЙ | Добавил: polyris (02.Июня.2009)
    Просмотров: 1063
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на авторов материала (указание автора, его сайта) и ссылки cледующего содержания: " //polyris.ucoz.ru/ Клуб Друзей и Любителей Аляскинских Маламутов, Полярных Арктических собак и Севера"  2024 г. |