Понедельник, 05.Декабрь.2016, 11:33
Приветствуем Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА АЛЯСКИНСКИХ МАЛАМУТОВ - АЛЯСКА, США http://www.terragalleria.com/parks/np-region.alaska.html
НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ БЕРИНГОВА ПРОЛИВА ВИДЕН БЕРЕГ ЧУКОТКИ
Kobuk Valley National Park, Alaska, USA. http://www.terragalleria.com/parks/np.kobuk-valley.html
 


 
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ КАТАЛОГА
Аналитика [0]
Аналитика
Арктические территории [20]
Описание территорий
Этапы освоения Арктики и Антарктики [27]
ФОРМА ВХОДА
ПОИСК
ДРУЗЬЯ САЙТА
 
 
 
 
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    НАШ ОПРОС
    Оцените наш сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    Всего ответов: 27
    МИНИ-ЧАТ
    Главная » Статьи » АРКТИКА, АНТАРКТИКА, СЕВЕР, ЮГ » Этапы освоения Арктики и Антарктики

    СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ: В НОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ
    Современная Арктическая Россия относится к стратегическим районам страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом, включающим минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и биологические ресурсы. Морской транспорт в Заполярье является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально-производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей, и жизнеобеспечения проживающих в этой зоне людей. Создание трансарктического морского хода, накрепко связанного речными путями с глубинными территориями материка, стало осуществлением самого успешного национального проекта России в ХХ веке.

    Это неоспоримо.
    К Северному морскому пути в транспортном отношении тяготеют крупные экономические районы Крайнего Севера страны, занимающие территорию в 11 млн кв. км (2 / 3 территории России) с численностью постоянного населения около 10,7 млн человек (при плотности населения 97 человек на 100 кв. км). Особое значение СМП как транспортная магистраль имеет для обеспечения жизнедеятельности Арктической зоны России площадью четыре миллиона квадратных километров и населением свыше одного миллиона человек. Северный морской путь стал главной жизненной артерией Арктической России, частью ее экономики, истории, культуры и быта. Он и сегодня является важнейшей национальной транспортной магистралью, связующим звеном между европейской и азиатской частями России. В то же время Севморпуть не потерял значения как альтернативный и кратчайший водный путь между Европой и севером Азиатско-Тихоокеан ского региона с северо-западным побережьем США и Канады.
    Преимущества Северного морского пути - в сокращении расстояний морских перевозок на две - три тысячи миль по сравнению с расстоянием из портов Балтии через Суэцкий канал. При этом отпадают транспортные затраты, связанные с транзитом грузов через иностранные государства, с проходом судов через Суэцкий канал и затраты на обслуживание транспортов в иностранных портах. Северный морской путь сокращает расстояние перевозки грузов от Мурманска до Владивостока по сравнению с путем через южные моря в два раза, а экономия времени в пути (для контейнеровозов) по линии Гамбург - Иокогама составляет десять суток и Печенга - Иокогама - двенадцать суток. Важность Северного морского пути для России продолжает сохраняться в силу геоэкономических, геополитических, политических и экономических причин. Они связаны с обеспечением снабжения северных территорий страны, с необходимостью осуществления перевозок при освоении и эксплуатации углеводородных месторождений в прибрежных районах и на арктическом шельфе, а также с ролью Севморпути как связующего звена между континентами. Глобализация мировой экономики прогнозирует и стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией.
    Современная политика государства в области развития арктического судоходства исходит из того, что Северный морской путь является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией в Арктической России, которая в долгосрочной перспективе определяется в качестве мощной минерально-сырьевой базы страны.

    Северный морской путь в новой Транспортной стратегии России

    22 октября правительство России приняло Транспортную стратегию России до 2030 года. Документ был подготовлен Минтрансом РФ, который заложил в него упор на активную позицию государства. Стратегия разработана с целью интенсификации развития транспортной системы, в том числе на основе инновационных технологий. По словам министра транспорта Игоря Левитина, стратегия позволит поднять на новый уровень качество транспортных услуг, снизить издержки общества и улучшить конкурентоспособность национальной транспортной системы.
    В документе определяются основные векторы развития транспортной отрасли как приоритетные точки роста российской экономики. Вся стратегия разбита на два этапа: первый — до 2015 года, второй — до 2030. При этом для разных регионов России намечены разные приоритеты.
    В Северо-Западном федеральном округе приоритетом станет развитие высокоскоростных перевозок, морских портов и подходов к ним. Главными проектами здесь обозначены строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали и скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург и комплексное развитие Санкт-Петербургского транспортного узла.
    В Центральном федеральном округе приоритет отдан скоростным пассажирским и грузовым перевозкам, комплексному развитию Московского транспортного узла и созданию сети логистических терминалов.
    В Южном федеральном округе акцент сделан на формировании скоростного направления Центр — Юг и строительство транспортной инфраструктуры для проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Кроме этого, здесь будут развиваться морские порты и реконструированы гидроузлы Волго-Донского канала.
    В европейском Нечерноземье упор будет делаться на создании транспортно-логистической системы обслуживания потребностей аграрного сектора. В Уральском федеральном округе главным станет мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный». В Сибири приоритетное значение получит развитие евро-азиатских коммуникаций и возрождение Северного морского пути. Последний проект затрагивает интересы и Дальнего Востока, где, помимо этого, предусмотрено завершить формирование опорной железнодорожной сети и, в частности, достроить железную дорогу Беркакит — Томмок — Якутск, продолжив ее затем к Магадану.
    Доля транспорта в суммарных государственных капитальных вложениях составит от 35% до 49%. Общая сумма планируемых инвестиций может достигнуть 170 трлн рублей! Только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет выделено свыше 2 трлн рублей.
    Огромные пространства России неизбежно требуют особого внимания к развитию транспорта. Успешная реализация Транспортной стратегии даст мощный толчок росту национальной экономики. Гибкая государственная политика должна обеспечить ценовую доступность транспортных услуг для большинства категорий российских граждан. Особенно важно это применительно к воздушному транспорту. Ведь сегодня его услугами пользуется ежегодно всего 3 млн россиян, что составляет менее 2% населения России. Прогнозы же транспортников говорят о том, что к 2030 году подвижность населения нашей страны за счет использования всех видов транспорта вырастет до 13 500 км на человека, или в 2,2 раза. По этому показателю будет превзойден уровень развитых стран (10 000 километров на человека). Планируется, что к 2030 году большинство населенных пунктов России будут связаны с общей системой автомобильных дорог. Доля же населенных пунктов, не обеспеченных таким доступом, сократится до 2% от общего числа.
    Планируется резко повысить коммерческую скорость доставки грузов и довести ее до 1400 км в сутки. При этом ритмичность доставки товаров приведет к уменьшению складских запасов до норматива 3–6 дней, что приведет к снижению транспортных издержек в конечной цене российской продукции с нынешних 20% до 13%. Экспорт транспортных услуг к 2030 году вырастет почти в 7 раз, а объем перевозок только транзитных грузов увеличится с 28 млн до 100 млн тонн. Наши пространства, география закрепятся в качестве одного из весомых геополитических преимуществ России. В итоге российский транспорт превратится в такую же системообразующую отрасль российской экономики, какой сегодня является ТЭК.
    Один из приоритетов новой Транспортной стратегии России — Северный морской путь.
    Севморпуть, в соответствии с федеральным законом РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», определяется законодателем как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике».
    Границы Севморпути, согласно правилам плавания, утвержденным в 1990 году, определяются исходя из местоположения пригодных к ледовой проводке судов трасс в зонах, прилегающих к северному побережью России. Крайними пунктами Севморпути на западе выступают входы в проливы Новой Земли в Баренцевом море по меридиану, проходящему на север от мыса Желания. На востоке это Берингов пролив с географическими координатами 66 градусов северной широты и 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы (Анадырьский залив).
    Северный морской путь выступает важнейшей частью инфраструктуры хозяйственных комплексов Крайнего Севера и Дальнего Востока, связывает их между собой и с западными районами России. Он объединяет в единую сеть крупные реки Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для целого ряда районов России, таких, как арктическая зона Чукотки, острова арктических морей и Таймыр, этот путь является единственным средством перевозок грузов и обеспечения жизнедеятельности населения. Тот же гигант индустрии — Норильский горно-металлургический комбинат существует благодаря круглогодичной навигации между Мурманском и Дудинкой. Потенциально Севморпуть является кратчайшим водным путем между портами Европы и стран АТР.
    В 90-х годах звенья Севморпути и связанные с ним хозяйствующие структуры приобрели различные формы собственности. Морские пароходства, за исключением Арктического, были акционированы. Транспортный флот стал собственностью этих акционерных обществ. В федеральной собственности остались портовые сооружения, ледово-информационная система «Север», средства навигации, гидрометеорологии, связи, а также ледокольный и аварийно-спасательный флоты. При этом арктические порты России, за исключением акционированного порта Певек, перешли в ведение субъектов Российской Федерации.
    Эти реформы довольно негативно отразились на состоянии российского Севера. Значительная часть созданных здесь производств была свернута. Объемы перевозок по Севморпути сократились в 4 раза. Если на своем пике — в 1987 году — объем перевозок достигал 6,6 млн тонн, то ныне он составляет всего 1,7 млн тонн. Большая часть транспортных судов ледовых категорий была выведена из эксплуатации, а нового пополнения почти не было. Правда, атомный арктический флот России все же получил атомоход «50 лет Победы», но 4 атомных ледокола из 6 вскоре выработают свой ресурс. Ресурс может быть продлен, что дешевле постройки новых судов этого класса (на строительство одного атомного ледокола уходит не менее 7 лет). Стоимость работ по продлению сроков службы атомных и дизельных ледоколов оценивается в 2,66 млрд рублей.
    Причальные сооружения большинства арктических портов на Севморпути нуждаются в модернизации и капитальном ремонте, без чего они не смогут принимать и обслуживать современные суда больших тоннажей.
    Включение Севморпути в приоритеты Транспортной стратегии России во многом обусловлено перспективой роста перевозок в результате освоения новых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал, в бассейнах Оби, Енисея, Лены, в районе Баренцева моря (Штокман, Приразломное нефтяное месторождение, Тимано-Печорская нефтегазовая провинция).
    Транспортники считают, что для надежного ледокольного обеспечения работы Севморпути необходимо иметь в Арктике минимум 6 атомных и 4 дизельных линейных ледоколов. Основными источниками строительства их будет государственный бюджет, будут привлекаться и средства крупных российских компаний. До 2010 года должны быть построены 7 танкеров ледового класса суммарным дедвейтом 378 тыс. тонн и 18 сухогрузов такого же класса суммарным дедвейтом 81 тыс. тонн.
    В настоящее время ведутся работы по подготовке к строительству новых портовых сооружений — нефтеналивного порта в районе Мурманска, терминалов Индига, Харасавэй, Яся (Обская Губа). Штаб морских операций западного сектора Севморпути перебазируется из Диксона в Мурманск, где имеются лучшие возможности оснащения современными космическими средствами связи. Штаб восточного сектора Севморпути по-прежнему будет находиться во Владивостоке. В перспективе рассматривается вариант его переноса в Певек. Готовится введение в строй 11 береговых станций глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
    Уже к 2010 году грузопоток по Севморпути может достичь 5–7 млн тонн, а к 2015 году — 13–15 млн тонн. Это позволит создать новые рабочие места, улучшить условия жизни людей на Севере, пополнить бюджет государства, сделать Россию еще более сильной.

    Аждар Куртов
    Сотрудник Российского института стратегических исследований
    Источник: Фонд стратегической культуры

     

    Смотрите продолжение:

     



    Источник: http://polyris.ucoz.ru/publ/12-0-0-0-1
    Категория: Этапы освоения Арктики и Антарктики | Добавил: polyris (21.Июль.2009)
    Просмотров: 4547
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на авторов материала (указание автора, его сайта) и ссылки cледующего содержания: " http://polyris.ucoz.ru/ Клуб Друзей и Любителей Аляскинских Маламутов, Полярных Арктических собак и Севера"  2016 г. |